Интервью с Николя Дехоном, разработчиком механизма Constant Escapement

32f87j49

Мы уже рассказывали о часах Girard-Perregaux Constant Escapement L.M., которые были представлены на Baselworld 2013, и объясняли механизм их работы. Теперь мы познакомимся с Николя Дехоном, изобретателем спускового механизма с постоянной силой. На выставке в Базеле господин Дехон любезно согласился ответить на вопросы о разработке спускового механизма.

GP-Constant-Escapement

Что Вы думаете о модели часов Constant Escapement от Girard-Perregaux?

Дехон: Она прекрасна. Когда я увидел окончательную версию этих часов в первый раз, меня захлестнула буря эмоций.

Почему?

Дехон: Это был путь длиной в 10 лет. Для меня проект начался в 1997.

Во время работы в Rolex. Как назывался тот проект?

Дехон: Проект назывался E.L.F. Это французская аббревиатура. E (Échappement) означает спусковой механизм; L (Lame) переводится как пластина; а F (Flambage) означает изгиб. Я думаю, проект отличался от разработки любого другого спускового механизма. Rolex не удалось осуществить его. Когда я работал в Rolex, у меня была масса времени для работы над проектом и концепцией. Думаю, невозможно было бы начать трудиться над этим концептом в другой компании. Хотите увидеть первый прототип. Он был таким. Было изготовлено 20 подобных прототипов.

Вы не использовали кремний. Из чего же была сделана пластина?

Дехон: Для пластины использовался железоникелевый сплав. Ни один из этих прототипов не работал.

Почему?

Дехон: Точки, в которых изогнутая пластина соединяется с пружиной, должны быть расположены на одной прямой с идеальной точностью. Если они не расположены на одной прямой, механизм не будет работать. Пружина и пластина стали одним целым. В этом кроется весь секрет, а также причина, почему прототип так и не заработал в Rolex. Нужен был кремний, чтобы концепт начал функционировать.

Кремниевая пластина – один из факторов, который заставляет спусковой механизм работать. Вторым необходимым условием было объединить изогнутую пластину и пружину в одно целое.

Дехон: Единая конструкция (изогнутая пластина и пружина как одно целое) очень важна для идеальной подгонки механизма.

Прототипы Rolex ELF лежали в основе. Вы изготовили 20 так и не заработавших прототипов и не потеряли надежду.

Дехон: Я чувствовал, что проблема здесь [в моей голове]. Когда я перешел из Rolex в Girard-Perregaux, появилась технология the silicon technology emerged. Girard-Perregaux перезапустили проект в 2004 году. Я пришел в компанию в 2002 и проработал в ней до 2008.

В компании Girard-Perregaux знали об идее до Вашего прихода?

Дехон: Нет. Вы можете посмотреть патент. Идея возникла у меня во время путешествия на поезде. Я поделился своей мыслью с коллегами, когда узнал, что Rolex приостановил патент. Я сказал господину Макалузо, что заявка на патент закрыта и мы можем возобновить работу над проектом!

Расскажите о поезде. Как возникла идея?

Дехон: Это был билетик на поезд. Каждый может повторить этот эксперимент, сгибая и разгибая билет. Это удивительный опыт, который может проделать кто угодно.

Вы начали работать над спусковым механизмом с постоянной силой в 2004?

Дехон: Я работал над технологией с 2004 по 2008.

Когда Вы ушли, проект остался незаконченным?

Дехон: Да. Это был прототип, который можно увидеть в Интернете. Он демонстрировал принцип спускового механизма, и этот спусковой механизм работал. По-моему, концепт был готов в 2008.

Если сравнивать то, что было сделано в 2008, и финальную версию спускового механизма, представленную сегодня, удалось ли компании Girard-Perregaux усовершенствовать ее?

Дехон: Они улучшили надежность спускового механизма. В 2008 он работал только день или два, а затем останавливался. Но тогда частота была другой. Мы работали с 4 Гц, сегодня это 3 Гц. И равновесие было другим. Момент инерции составлял 12 миллиграммов на квадратный сантиметр, сегодня эта цифра равна 8. Мощность была снижена, а запас хода увеличен. Я думаю, это хорошее решение. Потребовалось 5 лет, чтобы внести все эти поправки в версию 2008 года.

Ваше участие в этой разработке очень важно.

Дехон: Концепция и расчеты для спускового механизма – вот мой вклад в серийную модель, представленную в этом году. Стефан Оес (инженер) и Лоран Калам (часовщик) работали над дизайном механизма и оптимизировали его под новую частоту (3 Гц). На мой взгляд, несмотря на эти усовершенствования, мы можем сделать спусковой механизм еще лучше в будущем. Он пока еще не настолько совершенен. Как известно, Томас Мадж изобрел свободный анкерный ход, и сейчас, спустя почти 300 лет, мы видим швейцарский анкерный ход повсюду. Нужно признать, за это время механизм был существенно улучшен. Не думаю, что придется ждать 200 лет до того момента, когда спусковой механизм будет работать идеально. Пожалуй, уже через 10 лет спусковой механизм с постоянной силой достигнет своего совершенства.

Какова точность спускового механизма сейчас?

Дехон: Измерительные приборы пока еще не адаптированы под новый звук, производимый спусковым механизмом с постоянной силой, поэтому я не слышал ничего о его точности, но амплитуда очень стабильна. В течении 7 дней часы Constant Escapement сохраняют ту же амплитуду плюс-минус 3 градуса.

constant_escapement_sketch

В то же время мы видим, как другие производители выпускают свой вариант спускового механизма с постоянной силой. Они существенно отличаются от Вашей разработки. Почему? В чем главное отличие Вашего механизма?

Дехон: На мой взгляд, огромное отличие создает изогнутая пластина. Мне понадобилось 40 страниц, чтобы в точности описать принцип ее действия. Вы можете почитать документ. Он принадлежит мануфактуре Girard-Perregaux.

constantescapement

Потрясающе!

Дехон: Итак, как видите, вот пластина на первом и втором ходу. Все эти изображения были сделаны до сборки концепта. Пластина должна быть 20 мм, если будет 16мм, то ее работа кардинальным образом повлияет на другие параметры. Нужно быть предельно аккуратным и рассчитывать каждый параметр отдельно [длину, толщину, общее сжатие, модуль упругости для спускового механизма, амплитуду, частоту и коэффициент качества осциллятора].

Сто лет назад, когда спусковые механизмы были повсюду…

Дехон: Нет. Этот спусковой механизм посвящен “высокому часовому искусству”.

Значит, спустя 100 лет, Ваше имя внесут в анналы часового дела.

Дехон: Сказать по правде, не знаю, но не думаю, что в моей жизни будет проект, подобный этому. Это было так захватывающе. Помню, было 2 февраля 2008, когда раздалось «тик-так» из корпуса прототипа. Для меня воспоминания настолько живы, будто это было вчера.

www.girard-perregaux.com
www.monochrome.nl

Оставить первый комментарий